Президент изменит Конституцию

Появился проект изменений в Конституцию России, анонсированных Президентом России в Послании 2020  Федеральному Собранию РФ.

Многие граждане, в первую очередь, юристы, чувствуя отсутствие необходимости изменений Конституции, с тревогой ожидали данный проект.

Что можно констатировать при первоначальном беглом ознакомлении с указанным документом?

Во-первых, «случайный» человек не станет правопреемником действующего Президента РФ. Этот вывод вытекает из множества важных полномочий, оставляемых у Президента.

Во-вторых, проект содержит явно популистскую норму (ч. 5 ст. 75): «В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом».

Могу предположить, что именно она будет локомотивом принятия изменений «пакетом», поскольку в соответствии со ст. 2 проекта Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» выносится на общероссийское голосование.

В-третьих, делается попытка «отгородиться забором от внешнего мира»:

  • Губернатором (ст.77), Премьером/Министром (ст.ст.78, 110), Президентом (ст. 81), Сенатором (ст. 95), Депутатом ГосДумы (ст. 97), судьей (ст. 119) могут стать только «постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства». Странно, что забыли про Прокуроров;
  • «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации» (ст. 79). Наверное, самая важная «протаскиваемая» норма, позволяющая легитимно проигнорировать решения международных судов, в частности, Международный суд ООН, который признал свою юрисдикцию по иску, в котором Украина обвиняет Россию в нарушении конвенций о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации. До появления проекта многие гадали, как можно обойти норму ч. 4 ст. 15 Конституции: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», которая может быть изменена только через Конституционное Собрание на всенародном голосовании (ст. 135 Конституции РФ).

В-третьих, наносится очередной удар по судебной власти:

  • Совет Федерации наделяется полномочиями: «прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий» (п. «м» ч. 1 ст. 120);
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда
    Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации» (ч. 1 ст. 121);
  • Состав Конституционного Суда сокращается с 19 судей до 11 судей (ч.1 ст. 125). На Конституционный Суд РФ возлагается обязанность выполнять «запросы» Президента о проверке конституционности законопроектов, принятых Федеральным Собранием и направленным на подпись Президента, и возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации ( ч. 5.1 ст. 125).

В-четвертых, на конституционном уровне появляется новое полномочие Президента РФ, который «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом» (п. ж1 ст. 83).

В-пятых, добавлены дополнительные полномочия ГосДуме РФ. Например,  «утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации» (п. «а» ч. 1 ст. 103) и «утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1″ статьи 83 Конституции Российской Федерации» (п. «а1» ч. 1 ст. 103).

Проект подлежит более детальному изучению и толкованию, которое, я надеюсь, увидим в ближайшее время.

Юрист Поликарпов Л.Н.

3
Отправить ответ

avatar
2 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
polileo@mail.ruИлья Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Илья
Гость
Илья

Леонид, цитата: попытка «Отгородиться от внешнего мира», а кто ее не сделал? Кто хочет внешнего управления? Какое государство выполняет решения международных судов (кроме Евросоюза, где страны не имеют суверенитета), или международные законы? США выполняет? В отношении США были прямые решения суда ООН (по иску Никарагуа), они выполнены? Представь что было если бы США «не отгородились» от Международного уголовного суда. Также к примеру Великобритания не выполняет решения ЕСПЧ. Верховный суд Великобритании к 2017 году сформулировал условия, при которых можно не исполнять решение ЕСПЧ, вынесенное в отношении Великобритании: Когда есть основание предполагать, что ЕСПЧ в ближайшем будущем будет того же мнения, что… Подробнее »

Поиск
Архивы