Аренда предпринимателям
Признав за субъектом малого предпринимательства права на аренду по льготной ставке, Верховный Суд РФ в Определении от 16.11.20 №305-ЭС20-6014 по делу №А40-71719/2019 указал следующее:
«…предлагаемый Департаментом и Правительством подход не соответствует установленным Законом №209-ФЗ и Законом города Москвы №60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 14.03.2016 о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления №800-ПП, в том числе пункта 1.1. В части 9 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом №209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ №73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды…
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, толкования содержания в совокупности норм Постановления №800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016, и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением №424-ПП, а также буквального содержания Постановления №800-ПП в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017, разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора — субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
Аналогичная позиция выражена в Определении ВС от 16.11.20 №305-ЭС20-7942 по делу № А40-64076/2019
Тождественно в Определении ВС от 15.12.20 №305-ЭС20-5683 по делу №А40-145833/2018
Верховный Суд РФ в Определении от 01.06.21 №305-ЭС21-82 по делу №А40-131900/2018 указал, что «само по себе заключение субъектами малого предпринимательства и Департаментом дополнительных соглашений о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ не исключает при определении размера арендной платы по договору применения положений Постановления № 800-ПП, в том числе пунктов 1.1 и 1.2».
ВС в Определении от 30.06.22 №305-ЭС22-832 по делу №А40-12523/2020 указал: «Судебная коллегия полагает, что ссылка кооператива на пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в подтверждение довода об автоматическом применении льготной ставки арендной платы не может быть признана обоснованной, поскольку положения данного пункта регулируют изменения размера арендной платы в соответствии с актами публично–правового образования без внесения изменения в договор аренды. В рассматриваемом же случае спор возник по требованию о признании за кооперативом права на получение вышеуказанной государственной преференции, предоставляемой в соответствии с… Подробнее »
ВС в Определении от 28.11.23 №305-ЭС23-14779 по делу №А40-114094/2022 указал: «Разрешая вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства, суды, располагая информацией об отсутствии сведений о субъекте в реестре, не должны ограничиваться лишь этой информацией, поскольку такой факт не является безусловным препятствием для применения имущественной поддержки, в данном случае в виде льготной ставки арендной платы».