Компенсация вырубки деревьев

Верховный Суд в Определении от 5.02.25 №305-ЭС24-18991 по делу №А40-15862/2023 указал следующее:

«Согласно пункту 8.5 постановления Правительства города Москвы от 26 мая 2016 г. № 290-ПП уничтожение зеленых насаждений в полосе отвода железнодорожных путей производится на основании разрешения, выданного Путевой машинной станцией по благоустройству полосы отвода Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД», компенсационная стоимость не взимается.
За пределами существующей полосы отвода железной дороги в зону работ на дополнительные постоянный и временный землеотводы попадают 109 деревьев и 34 кустарника, из них вырубается 36 деревьев и 10 кустарников.
Вырубке с оплатой компенсационной стоимости подлежат 23 дерева (клен ясенелистный, вишня, тополь, ива) и 10 кустарников. В рамках реализации проектных решений будет уничтожено 2173 м2 травяного покрова.
При вырубке зеленых насаждений, сохранение которых в границах проведения работ не представляется возможным, будет осуществлена компенсация за уничтожение зеленых насаждений в границах участка, предоставленного для строительства, в размере 250 000 руб., на основании пункта 1.5 Методики №616-ПП.
В рамках благоустройства территории строительства вне полосы отвода железной дороги предусматривается посадка зеленых насаждений в количестве 36 деревьев (липа крупнолистная) и 17 кустарников (кизильник блестящий) и восстановление травяного покрова. Места посадки предусмотрены на участках, свободных от древесно-кустарниковой растительности.
Указанное заключение судами не было принято во внимание и не установлено, входили ли вырубленные насаждения в границы земельного участка, на котором должно было осуществляться строительство остановочного пункта в соответствии с выданным ОАО «РЖД» разрешением на строительство (реконструкцию), не проверен довод ООО ФСК «Мостоотряд-47» о том, что часть уничтоженных зеленых насаждений находилась в охранной зоне трамвайной линии и ее контактной сети с нарушением требований пункта 5.5 Свода Правил СП 98.330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии» СНиП 2.05.09-90, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. №735/пр, и в соответствии с заключением ФАУ «Главгосэкспертиза России» подлежала вырубке без взимания компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения на основании пункта 1.6 Порядка №616-ПП.
Не проверен также довод ООО ФСК «Мостоотряд-47» о том, что в соответствии с утвержденной проектной документацией им осуществлена высадка новых кустарников на объекте, то есть компенсационное озеленение.
В материалы дела представлен акт освидетельствования скрытых работ от 27 июня 2021 г. №Г-1, в котором указано на высадку в месте производства работ, в том числе на месте вырубленных деревьев 269 кустарников. Согласно пункту 2 акта работы выполнены по проектной документации Чертеж «0528-1295-12-00-07-ГП» лист 6 «План благоустройства территории», разработанной АО «Мосгипротранс».
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Порядка №616-ПП при осуществлении градостроительной деятельности компенсационное озеленение осуществляется в натуральной форме в случае наличия мест для посадки зеленых насаждений.
Допускается на участках, обремененных инженерными коммуникациями, или на участках с плотностью насаждений более 400 деревьев на 1га или иной плотностью, предусмотренной нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, производить замену деревьев и кустарников из расчета 1 дерево-20 кустарников.
Согласно пункту 2.1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 16 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2022 г., зачет понесенных причинителем вреда затрат в счет возмещения вреда в денежной форме возможен только в случае завершения полного комплекса работ и при условии, что такие работы выполнены до дня вынесения решения судом.
Из приведенных положений законодательства и разъяснений постановления Пленума №49 следует, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановление ее нарушенного состояния.
При определении размера вреда, причиненного уничтожением зеленых насаждений, суды не проверили довод ООО ФСК «Мостоотряд-47» о произведенном компенсационном озеленении и необходимости зачета понесенных затрат в счет возмещения вреда в денежной форме».

Юрист Поликарпов Леонид Николаевич

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Поиск
Свежие комментарии
Архивы
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x