Критерий опыта в госзакупках
Верховный Суд в Определении от 02.02.22 №309-ЭС21-16773 по делу №А07-31052/2019 указал следующее:
«Частью 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3).
Такие дополнительные требования установлены в Приложении №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99, в том числе для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.
С учетом приведенных норм Комитетом были установлены дополнительные требования в документации об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 14 000 000 руб., предусматривающие подтверждение участником закупки соответствующими документами наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
…для целей применения пункта 3 части 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 замощение (покрытие) двух земельных участков для обустройства спортивных площадок и установление на них оборудования, не может быть приравнено к строительству объекта капитального строительства и подтверждать соответствие участника закупки дополнительным требованиям.
…Признавая жалобу ООО «Промэлектроснабкомплект» обоснованной, Башкортостанский УФАС России принял решение не соответствующее закону, которое нарушает права и законные интересы Комитета в сфере экономической деятельности, что согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленного Комитетом требования и признания решения антимонопольного органа от 07.08.2019 №ТО002/06/105-1847/2019 недействительным».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
ВС в Определении от 10.03.22 №305-ЭС21-21513 по делу №А40-265434/2020 указал, что «установленные АО «Россельхозбанк» критерий наличия опыта выполнения аналогичных услуг и способы подтверждения соответствия не препятствуют участию в конкурсе, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса лиц, наиболее соответствующих потребностям заказчика, и отвечают целям эффективного использования источников финансирования».
ВС в Определении от 06.06.22 №309-ЭС22-462 по делу №А50-898/2021 указал: «установление же в качестве квалификационного критерия наличие опыта у участника конкурса в выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, у которых имеется опыт участия в исполнении исключительно государственных (муниципальных) контрактов».
ВС в Определениях от 14.07.22 №309-ЭС22-5255 по делу №А50-570/2021 и №309-ЭС22-5256 по делу №А50-684/2021 также указал, что «установление же в качестве квалификационного критерия наличие опыта у участника конкурса в выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, у которых имеется опыт участия в исполнении исключительно государственных (муниципальных) контрактов».
ВС в Определении от 21.10.24 N304-ЭС24-7382 по делу NА45-17968/2023 указал: «Из буквального толкования приведенных положений следует, что для подтверждения опыта определенных видов работ постановлением №2571 предусмотрено предоставление исключительно документов относительно таких работ, а не всех работ, которые выполнены в рамках исполнения договора. В частности, установлено требование к наличию у участника закупки опыта исполнения договора на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не субподрядчика».
ВС в Определении от 20.02.25 №302-ЭС24-20018 по делу №А58-6594/2023 указал следующее: «лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства, не может являться лицом, имеющим опыт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств.
Данная позиция ранее была высказана в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2024 г. №304-ЭС24-7382»