Место проведения митинга
Конституционный Суд России очередной раз рассмотрел конституционность закона субъекта РФ об ограничениях мест проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций).
Постановлением от 04.06.20 №27-П признана неконституционной статья 3 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области», постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования установленный ею запрет собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, расположенных ближе 150 метров от военных объектов, зданий, занимаемых образовательными организациями, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи, выходит за конституционные пределы законодательных полномочий субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд России сослался на применимость своих разъяснений по аналогичным запретам, данных в Постановлении от 1.11.2019 №33-П о конституционности п. 6 ст. 5 Закона Республики Коми от 29 ноября 2012 года №91-РЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми», и указал следующее:
«Проведение их вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, которые вправе отказать в таком согласовании лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 данного Федерального закона, т.е. только если уведомление о проведении публичного мероприятия подано лицом, которое в соответствии с данным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом запрещается проведение публичного мероприятия.
…возложение пунктом 22 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на субъекты Российской Федерации бремени дополнительного установления мест, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, не означает наделения их правом самостоятельного формального (абстрактного) расширения перечня таких мест, установленных федеральным законодателем».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич