Муниципальная собственность
Верховный Суд в Определении от 09.12.21 №307-ЭС21-9712 по делу №А05-3535/2020 указал следующее:
«В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Управление полагает, что в силу норм специального Закона №171-ФЗ у Муниципального образования возникла обязанность передать безвозмездно в собственность Российской Федерации недвижимое имущество, после чего Российская Федерация зарегистрирует в установленном порядке право собственности и впоследствии передаст его акционерному обществу в качестве дополнительного вклада в уставный капитал также в силу положений Закона №171-ФЗ.
Таким образом, истец считает основанием приобретения права собственности Российской Федерации на спорное имущество положение Закона №171-ФЗ, предусматривающее обязанность передачи имущества Российской Федерации АО «Почта России».
Между тем Гражданский кодекс не содержит такого основания приобретения и прекращения права собственности.
Согласно статье 306 Гражданского кодекса в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков решаются судом.
В обоснование обязанности передать имущество из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации Управление ссылается на положения статей 19 и 20 Закона №171-ФЗ. Между тем данный закон является специальным и регулирует особенности реорганизации ФГУП «Почта России» путем преобразования его в акционерное общество».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
ВС в Определении от 08.02.22 №307-ЭС21-15330 по делу №А56-14076/2020 также указал, что:
«Закон №171-ФЗ, Закон №122-ФЗ и Гражданский кодекс не содержат оснований для прекращения зарегистрированного права собственности на спорный объект у муниципального образования и возникновения на него права у Российской Федерации. Также в сферу действия Закона №171-ФЗ не входит перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями».