Обещанная инвестльгота
Недавно высшая судебная инстанция высказывалась о периоде применения налоговой инвестльготы (см.,Налоговая инвестльгота).
Верховный Суд в Определении от 24.11.21 №310-ЭС21-11695 по делу №А14-65/2020 указал следующее:
«…статьей 1 Закона №62-ОЗ допускалось применение пониженных ставок в размере от 0,2 до 2 процентов в зависимости от того, какой процент стоимость введенных основных средств по инвестиционному проекту составляет от налогооблагаемой базы. В частности, ставка налога 0,2 процента применяется при стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту свыше 80 процентов налогооблагаемой базы.
На момент заключения договора инвестиционной деятельности от 18.10.2012 № 17/12 в налоговую базу по налогу на имущество организаций включалась стоимость всех основных средств, вне зависимости от того, являются ли они объектами движимого, либо недвижимого имущества.
Следовательно, действуя добросовестно, общество было вправе рассчитывать на то, что по окончании инвестиционного проекта оно сможет реализовать право на льготу и получить налоговую выгоду в соответствующем размере, исходя из стоимости всех основных средств, вводимых в эксплуатацию по результатам инвестиционного проекта.
Из материалов дела не следует, что ограничение права налогоплательщика – инвестора на применение пониженной ставки налога в рассматриваемой ситуации преследовало законную цель, продиктованную, в том числе, ненадлежащим поведением самого инвестора, причинами объективного и разумного характера, связанными с существом льготы. В частности, налоговым органом не представлены доказательства, которые бы позволяли утверждать, что по результатам реализации инвестиционного проекта не будут удовлетворены лежащие в основе предоставления льготы публичные интересы, связанные со стимулированием экономической деятельности, улучшением социально-экономического положения территорий, в том числе с созданием новых рабочих мест, увеличением деловой активности, расширением базы налогообложения.
Из установленных судами обстоятельств также не вытекает, что имущественная сфера инвестора, не получившего возможность реализовать право на льготу в результате принятия оспариваемого решения инспекция, будет восстановлена иным способом, исключающим ухудшение его положения, например, за счет предоставления бюджетных субсидий, государственной помощи в иных законодательно предусмотренных формах».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
ВС в Определении от 14.02.22 №309-ЭС21-18138 по делу №А71-7634/2020 указал следующее: «Судебная коллегия полагает, что недофинасирование истца, которое, по его мнению, имело место, не является убытками. Положение о предоставлении субсидии, как в редакции от 15.05.2017, так и в редакции от 16.07.2018, принято в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Пункт 13.1 Положения о предоставлении субсидии в редакции от 15.05.2017 и пункт 14 Положения в редакции от 16.07.2018 содержат оговорки о том, что в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на предоставление субсидии, и невозможности предоставления субсидии заявителям в размерах, указанных в конкретных пунктах Положения, распределение субсидии между заявителями осуществляется пропорционально… Подробнее »
ВС в Определении от 28.03.22 №309-ЭС21-23372 по делу №А71-12570/2020 указал: «Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств. В отличие от субсидии стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельными категориями хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы… Подробнее »
ВС в Определении от 28.03.22 №309-ЭС21-23440 по делу №А71-12797/2020 также указал, что «субсидия, на которую претендовал СПК-колхоз «Луч», не является безусловной, полученная субсидия не является результатом хозяйственной деятельности истца, компенсация части затрат не может рассматриваться как получение дохода, а финансовые последствия, связанные с получением субсидии не в том размере, на который рассчитывал СПК-колхоз «Луч», не могут квалифицироваться, как убытки».
Аналогичная позиция, что субсидия не является безусловной, в Определениях ВС от 11.04.22 N309-ЭС21-25541 по делу NА71-9266/2020 и N309-ЭС21-25535 по делу NА71-7667/2020