Обзор споров по ТКО
Президиум Верховного Суда РФ 13.12.23 утвердил Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Заключение договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункты 1–9
II. Споры, связанные с исполнением договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Пункты 10–21
III. Ценообразование в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункты 22–23
IV. Накопление твердых коммунальных отходов.
Пункты 24–31
V. Ликвидация несанкционированных свалок.
Пункты 32–37
VI. Территориальные схемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункты 38–39
VII. Оспаривание представлений органов прокуратуры и предписаний контрольных (надзорных) органов.
Пункты 40–46
VIII. Привлечение к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункты 47–50.
Обзор начинается с пункта 1, что договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
При этом, договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора. Вместе с тем при недобросовестном уклонении регионального оператора от урегулирования разногласий потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществления перерасчета платы за оказанные услуги (п.3). Привет ст.443 ГК РФ (ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом).
В целом Обзор по форме выглядит фундаментально, но содержание подлежит детальному анализу и критическому обсуждению.
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
ВС в Определении от 26.12.23 №305-ЭС23-16212 по делу №А41-70317/2022 указал: «суды, разрешая спор, не учли установленный на законодательном уровне запрет на заключение с 01.01.2019 договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами, кроме регионального оператора, статус которого приобретается в предусмотренном порядке, и не приняли во внимание даты оспариваемых обществом сделок»
ВС в Определении от 07.03.24 №306-ЭС23-17909 по делу №А55-1285/2022 указал: «Пунктом 10 Правил № 1156 допускается возможность в качестве места накопления ТКО в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), однако это должно быть согласовано сторонами в договоре и/или в территориальной схеме обращения с ТКО».