Ответственность перевозчика
Верховный Суд РФ в Определении от 20.04.21 №309-ЭС20-22227 по делу №А76-4138/2019 указал следующее:
«Судебная коллегия считает, что судами нижестоящих инстанций дана правильная квалификация сложившимся на основании спорного договора между обществом «Школа чемпионов» и обществом «ЖелДорЭкспедиция» отношениям по оказанию ответчиком истцу услуг, связанных с перевозкой груза, на которую ответчик выписал свой транспортный документ и которую осуществлял своими транспортными средствами (пункт 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017).
Следовательно, обязывая ответчика возвратить истцу 16 825 руб., уплаченных за доставку груза, суды правильно руководствовались пунктом 3 статьи 796 ГК РФ, частью 9 статьи 34 УАТ РФ, в соответствии с которыми перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза…
В то же время, судебная коллегия считает ошибочной ссылку судов на статью 15 ГК РФ как на основание полного взыскания с ответчика реального ущерба, вызванного повреждением груза, принятого им к перевозке. Пункт 1 статьи 15 ГК РФ гарантирует лицу, право которого нарушено, полное возмещение причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Частью 7 статьи 34 УАТ РФ, пунктом 1 статьи 7 Закона о ТЭД реальный ущерб, причиненный повреждением (порчей) груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, ограничен размером объявленной стоимости, т.е. в соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ законом предусмотрено возмещение реального ущерба (как составной части убытков) в меньшем размере. Следовательно, у судов отсутствовали основания для взыскания с ответчика 391 734 руб. реального ущерба за повреждение груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью. В силу вышеприведенных законоположений ответственность общества «ЖелДорЭкспедиция» ограничена суммой 64 000 руб. объявленной ценности».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
Отменяя судебные акты, ВС в Определении от 08.02.22 №303-ЭС21-21753 по делу №А73-16704/2020 указал: «Суды в нарушение положений подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности взыскали с ответчика полную сумму ущерба от повреждения груза – стоимость запасных частей, приобретенных для ремонта двигателя, при том, что ущерб подлежал взысканию в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность груза».
ВС в Определении от 17.02.22 №305-ЭС21-21741 по делу №А40-173457/2020 указал, что «обстоятельства (причины задержки выдачи грузов по спорным транспортным железнодорожным накладным, установление наличия либо отсутствия вины перевозчика в такой задержке), являющиеся основанием для привлечения перевозчика к ответственности, имеют существенное значение для разрешения спора по существу»
ВС в Определении от 22.03.22 №304-ЭС21-25713 по делу №А45-18600/2020 указал следующее:
«…из части 4 статьи 7 Закона о ТЭД, устанавливающей обязанность экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, следует, что упущенная выгода в этих случаях подлежит возмещению в полном объеме. При этом в части 2 статьи 11 Закона о ТЭД содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных названным законом, а соответствующее соглашение признается ничтожным».