Приватизация сх земель

Верховный Суд в Определении от 19.11.24 №307-ЭС24-7376 по делу №А56-126323/2022 указал следующее:

«Предусмотренные пунктом 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ и пунктом 2 статьи 3 Закона №137-ФЗ правила, регламентирующие порядок приобретения сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, должны применяться с учетом положений пункта 4 статьи 1 Закона №101-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 1 Закона №101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном данным федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами.
Законодатель закрепил механизм использования земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно в целях фактического непрерывного использования и надлежащей обработки предоставленной собственникам и пользователям земли. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) права принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, и которые самостоятельно используют принадлежащие им на указанном вещном праве земельные участки по целевому назначению.
Иное толкование закона означало бы возникновение возможности получения права на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения без торгов по льготной цене для лиц, непосредственно не осуществляющих сельскохозяйственную деятельность и у которых нет намерения использовать участки в дальнейшем для данного вида деятельности, что является недопустимым и не соответствующим цели введенного законодателем ограничения, поскольку публичный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участков, в отношении которых заключается договор купли-продажи.
К категории сельскохозяйственных производителей согласно части 1 статьи 3 Закона №264-ФЗ относятся организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год».

Странная позиция, учитывая то, что право на переоформление постоянного (бессрочного) пользования возникло в ходе принятия Земельного кодекса, когда отсутствовали указанные Верховным Судом РФ нормы.  Может правообладатели постоянного (бессрочного) пользования, не являющиеся сельхозпроизводителями, не вправе даже защищать своё право?

Юрист Поликарпов Леонид Николаевич

5 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Поиск
Свежие комментарии
Архивы
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x