Автомобиль можно заменить
Общество защиты прав потребителей обратилась в суд с иском в интересах гражданина к ООО «Хендэ Мотор СНГ» о замене товара, взыскании неустойки и штрафа, компенсации морального вреда.
Иск мотивирован тем, что в установленный законом срок импортер не устранил выявленные недостатки автомобиля.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 17.12.15, оставленным без изменения определением Саратовского областного суда от 1.06.16, в удовлетворении иска отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что имеющиеся у автомобиля недостатки были устранены в течение 17 дней с момента их обнаружения 17.08.15, то есть в пределах предусмотренного договором 45-дневного срока.
Верховный Суд РФ отменил определение Саратовского областного суда и отправил дело на новое рассмотрение (определение от 31.01.17 по делу №32-КГ16-31), указав следующее:
«Покупатель вправе, обратившись к импортеру, на котором в том числе лежит обязанность по удовлетворению требований потребителя, отказаться от исполнения договора купли-продажи транспортного средства, являющегося технически сложным товаром, и потребовать его замены на автомобиль той же марки (модели) в случае нарушения установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара, который не может превышать 45 дней.
При этом, по смыслу пункта 7 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, не исключается право потребителя потребовать доставки крупногабаритного товара — автомобиля продавцу или импортеру для его диагностики с целью последующего ремонта, в связи с чем именно на продавце (импортере) лежит риск возможного нарушения установленных Законом о защите прав потребителей сроков доставки крупногабаритного товара для устранения его недостатков».
Таким образом, если импортер автомобиля нарушил 45-дневный срок устранения его недостатков, включая срок доставки автомобиля за свой счет в сервис, то потребитель вправе требовать замены автомобиля.
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
ВС в Определении от 30.11.21 №18-КГ21-125-К4 указал, что «наличие в технически сложном товаре недостатка, повторно проявившегося после проведения мероприятий по его устранению, может быть самостоятельным основанием для возврата потребителем такого товара его изготовителю или импортеру и предъявления требования о возврате уплаченной за него суммы»