Судьба невостребованных долей
Отменяя судебные акты и отказывая прокурору в иске, Верховный Суд РФ в Определении от 21.01.21 №308-ЭС20-10325 по делу №А32-24966/2017 указал следующее:
«Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума №25).
Таким образом, факт нарушения публичного интереса требует доказывания. Само по себе нарушение нормы закона не является достаточным основанием для признания сделки ничтожной по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 168 ГК РФ.
Прокурор, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, сослался на то, что торги в форме аукциона проведены с нарушением статьи 21 Закона Краснодарского края №532-КЗ, устанавливающей запрет на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения (до 2051 года), являются недействительными, что влечет недействительность заключенного по их результатам договора купли-продажи земельного участка.
Однако в статье 21 Закона Краснодарского края №532-КЗ, в которой указано, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом №101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Законом Краснодарского края, иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, содержится воспроизведенный в соответствии с федеральным законодательством перечень исключений, на который правило о запрете приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не распространяется. К таким исключениям относится возможность приватизации муниципальных земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское фермерское хозяйство, использующее такой земельный участок, обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 % кадастровой стоимости.
…При наличии установленного при рассмотрении дела права Агрокомплекса на приобретение данного земельного участка по правилам пункта 5.1 статьи 10 Закона №101-ФЗ и приведенного в статье 21 Закона Краснодарского края №532-КЗ исключения (действовавшего на момент проведения аукциона и заключения по его результатам с победителем договора купли-продажи от 15.08.2016) не имеется оснований считать, что предоставление участка в собственность Агрокомплекса повлекло нарушение публичных интересов, прав муниципального образования «Староминское сельское поселение» Староминского района либо неопределенного круга лиц.
Ввиду того, что в данном случае орган публичной власти должен был передать спорный участок Агрокомплексу в собственность в силу закона, нарушение процедуры такой передачи со стороны публичного органа, состоящее в проведении аукциона, а не в предоставлении в собственность этого лица по надлежащему заявлению, не может являться основанием для лишения Агрокомплекса права собственности на спорный участок».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич