Тариф ТКО для потребителя
Верховный Суд РФ в Определении от 27.04.21 №305-ЭС21-54 по делу №А41-9815/2020 указал следующее:
«…налицо коллизия между обладающими равной юридической силой нормативными правовыми актами — Типовым договором, не предусматривающим ограничение собственника ТКО в выборе способа учета (пункт 15), и Правилами учета ТКО, огранивающими названного собственника в выборе одного из двух расчетных способов (пункты 5 и 6).
С учетом содержащейся в Типовом договоре (пункты 13 и 15) прямой отсылки к Правилам учета ТКО, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, Судебная коллегия считает, что нормы пункта 6 Правил учета ТКО являются специальными по отношению к нормам пункта 15 Типового договора. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali, определяющим критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО)».
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич
[…] Уже касались вопроса применения новой редакции Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (см., Тариф мусора для потребителя). […]
ВС в Определении от 13.10.22 №303-ЭС22-13782 по делу №А59-5896/2020 указал: «Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 №АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил №505 одним из альтернативных способов расчета. Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО».
ВС в Определении от 18.10.22 №301-ЭС22-12390 по делу №А79-357/2020 указал: «нахождение нежилого помещения предпринимателя в многоквартирном доме не исключает его право на выбор способа расчета коммерческого учета ТКО. При этом размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирном доме может определяться на основании объема вывезенных контейнеров при наличии у потребителя собственного установленного в местах их накопления контейнера, позволяющего на основании Правил № 505 осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО».
ВС в Определении от 18.08.23 №307-ЭС23-8866 по делу №А26-5827/2021 указал: «Увеличение региональным оператором размера задолженности вследствие неправомерного изменения им в одностороннем порядке согласованного в пункте 15 договора способа коммерческого учета количества отходов привело к многократному удорожанию стоимости услуг».