Зимняя резина
Выпал снег, закрепилась минусовая температура, и создалось впечатление, что зима пришла всерьез и надолго.
Шиномонтажи приняли очередной навал автолюбителей, спешащих сменить летнюю резину на зимнюю; в Интернете появились многочисленные публикации о «секретных» рейдах ГАИ по выявлению лиц, продолжающих эксплуатировать летнюю резину.
Насколько соответствует действительности информация об указанных рейдах?
Автор настоящей записи считает, что она — лживая, так как на сегодняшний день нормы действующего законодательства не предусматривают ответственности за использование летней резины в зимний период.
Запретная норма по сезонности резины содержится в п. 5.5 Приложения № 7 Технического регламента Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств:
«Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».
Вроде всё изложено понятно. Но, как известно юристам: «Норма без санкции (ответственности) мертва!»
Как указано выше, ответственность за нарушение сезонной эксплуатации шин не предусмотрена.
Самая близкая санкция содержится в ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:
«Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Процитирую Основные положения:
«5. Колеса и шины
5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины».
Таким образом, рейды ГАИ могут быть связаны с проверкой шин на предмет износа или комплектовки, но не сезонностью используемых шин.
Вместе с тем, отсутствие ответственности в законе не отменяет здравого смысла:)
Поэтому рекомендую своевременно менять шины по сезону.
Юрист Поликарпов Леонид Николаевич